THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Интереснейший персонаж. Стены комнат у него увешаны какими-то великими героями, с жуткими ляжками, невообразимыми усами. И весь он такой ладный и большой, так что и каждая вещь на него похожа. Каждый стул говорит: я Собакевич. Каждый шкаф говорит: я тоже Собакевич. Все такое крепко сшитое, такое корявое, такое на века. И вот этот Собакевич - очень странный персонаж - проходится цинично и холодно, так сказать, сквозь зубы, по всем жителям этого уезда. Он говорит, что председатель у них, хоть и масон, а дурак, которых свет не видывал. А полицмейстер ворюга, он тебя обворует - с тобой же еще и пообедает. Чичиков спрашивает о губернаторе… Губернатор - это, говорит, разбойник, ему нож дай в руки, на большую дорогу выпусти - он кишки, говорит, любому выпустит за копейку. Говорит, это Гога-Магога.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша - это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа - Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

6 495

Должно быть, не борьбою партий
В парламентах решится спор:
На европейской ветхой карте
Все вновь перечертит раздор…

В. Ходасевич

Люди - большие путаники. Недопонимание они с успехом компенсируют фантазией. Одна из тем в пророчестве Йехезкеля Йехезкель, гл. 38–39.
о наступлении мессианской эры стала устойчивым оборотом во многих языках, включая русский. Речь идет о пророчестве о «войне Гога и Магога» - катастрофе, которая будет предшествовать приходу Машиаха. Правда, христианские богословы, не очень понимая, о чем идет речь, этот фрагмент у Йехезкеля толковали несколько вольно. Попробуем же разобраться в этом пророчестве, воспользовавшись уже нашей, еврейской, традицией.

«Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог и пророчествуй о нем» - так начинается пророчество о нашествии на землю Израиля «войска великого» - коалиции народов, соблазненных кажущейся безмятежностью ее обитателей. «И скажешь ты: поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности». Однако надеждам на легкую наживу не суждено сбыться: «На горах Израиля падешь - ты и все отряды твои, и народы, которые с тобой». Уникальность этой войны в том, что в ее результате «спасется Израиль, и после нее не будет больше порабощения (иными народами)» Сифрей, Беаалотха (Бемидбар, 10:9).
; низвержение Гога настолько впечатлит человечество, что люди придут к истинной вере: «узнают народы, что Я - Г‑сподь».

В пророчестве Йехезкеля, где главным действующим лицом является некий Гог, мы не встретим распространенного выражения «Гог и Магог», которое впоследствии станет идиоматической конструкцией; ее первое дошедшее до нас упоминание содержится в одном из кумранских свитков, датируемом серединой II века до н. э.; мы сталкиваемся с этим оборотом также в третьих «Книгах Сивилл» (II век до н. э. - середина I века до н. э) См.: Buitenwerf, Rieuwerd. The Gog and Magog Tradition in Revelation, 20:8, in: Henk Jan de Jonge & Johannes Tromp (Eds.). The Book of Ezekiel and Its Influence. Hampshire: Ashgate, 2007. Р. 165–182.
. Представление о «войне Гога и Магога», которая станет концом истории и прелюдией к наступлению мессианской эпохи, отразилось и в Евангелии (Апокалипсис, 20:7–9), и в Коране (18:92–98), причудливым образом переломилось в народных поверьях и легендах. Широко распространенное предание о диких племенах (коранические «Яджудж и Маджудж»), отделенных от цивилизованного мира стеной или вратами, возведенными Александром Македонским Ср. Иосиф Флавий, «Иудейская война», VII, 7, 4, где упомянуто племя скифов (потомков Магога, по мнению автора), которое, договорившись, что им откроют поставленные Александром Македонским железные врата, устроило набег на соседние страны.
(«Двурогим»), которые в конце времен вырвутся на волю и со своих «темных становий» обрушатся на страну Израиля, приводится и в Коране, и в целом ряде еврейских и христианских средневековых источников. В одном из популярных христианских переложений этой легенды См. «Схоластическую историю» Петра Коместора (XII век) и «Приключения сэра Джона Мандевиля» (XIV век).
роль диких племен отводится еврейским десяти коленам, уведенным в изгнание Санхеривом, которые, соответственно, и окажутся Гогом и Магогом, союзниками Антихриста. В результате карнавальной трансформации библейское пророчество оказывается словно вывернутым наизнанку: описанное пророком нападение на еврейский народ становится нападением евреев на христиан, «новый Израиль».

Александр Македонский строит стену, чтобы защитить людей от Гога и Магога. Миниатюра из книги Жана Воклена «Деяния и завоевания Александра Великого» Брюгге. XV век

Что же являют собой Гог и Магог? На эту тему существует множество мнений. Магог - имя одного из сыновей Йефета Яфета. См.: Берешит, 10:2.
; таким образом, страна Магога, по всей видимости, указывает на место обитания происходящего от него народа. Впрочем, идентификация этого народа и, соответственно, местонахождение его страны уже не столь ясны. Древние источники отождествляют страну Магог со Скифией Иосиф Флавий. Иудейские древности, 1:6:1.
, Керманом (Германия) в Персии «Таргум Йонатан» к Берешит, 10:2. Ср. Геродот, «История», 1:125.
, Критом (Кандия) ВТ, Йома, 10а.
, землей готов (Гития) ИТ, Мегила, 1:9.
и даже - несмотря на слова пророка, что орда завоевателей нахлынет с «окраин севера», - переносят ее в Африку Книги Сивилл, 3, 319.
. Впрочем, поскольку слово «мат» означает по‑аккадски страну, можно усмотреть в слове «Магог» название «Ма‑Гог» - «страна Гога» См.: Энциклопедия микраит. Т. 5. Ст. «Магог» (на иврите).
. В таком случае определение пророком Гога принимает рекурсивный характер: «Гог из страны Гога». Но кто же такой Гог? Или кто такие?

Большинство комментаторов сходятся в том, что «Гог - это имя царя, а Магог - название народа» Рабби Шломо Ицхаки (XI век) к Йехезкель, 38:2.
. На протяжении истории и вплоть до наших дней предпринимались попытки отождествить Гога с самыми разными историческими личностями; в роли кандидатов на эту роль побывали Санхерив Сангедрин, 94а.
, Наполеон Ср. роман Бубера «Гог и Магог».
, Троцкий Albright, William Foxwell. Contributions to Biblical Archaeology and Philology. Journal of Biblical Literature, 1924. Р. 363–393.
и многие другие. Однако рабби Ицхак Абарбанель (XV–XVI века) объясняет, что «Гог - это название народа, а Магог - название страны, в которой он жил» См. его комментарии к Йехезкель, 38.
. Оба подхода имеют древние корни. Так, в апокрифической Книге Юбилеев (8:25) Гогом именуется область, охватывающая с северо‑востока землю Йефета; в сивиллином стихе «Горе вам, Гог и Магог и все племена по соседству!» Книги Сивилл, 3:512 (перев. Марии и Вадима Витковских).
Гог однозначно воспринимается как наименование народа. С другой стороны, о наличии древнего топоса царя‑Гога свидетельствует текст Септуагинты, где в переводе пророка Амоса вместо «трава (гизей) царя» возникает «Гог‑царь» См.: Амос, 7:1.
, а в переводе пророчества Билама говорится, что царь Израиля превзойдет и «Гога» (в оригинале - «Агага» Бемидбар, 24:7.
). Толкователи Писания расходятся в вопросе о происхождении Гога‑царя или Гога‑народа. Некоторые описывают дикий языческий народ, находящийся за пределами цивилизованной ойкумены и противостоящий не только народу Израиля, но и всему миру; Гог становится подобием Чингисхана. Так, по мнению рабби Йосефа Ибн‑Хаюна из Лиссабона Комментарий к Йехезкель, 38:3–4.
(XV век), после прихода мессии Б‑г приведет оторванную до той поры от мира орду Гога к Иерусалиму, «дабы те узнали о нем и постигли Г‑спода, как и все остальные народы. Но, услышав о величии Израиля Напомним, что вторжение Гога происходит уже после прихода мессии.
, он позавидует им и пойдет на Иерусалим войной». Ученик рабби Ибн‑Хаюна, рабби Ицхак Абарбанель Комментарий к Йехезкель, 38.
также считает Гога воинственным кочевым народом. Однако, по мнению рабби Меира‑Лейбуша бен Йехиэля‑Михла (Мальбим, XIX век) См. его комментарий к Йехезкель, 32:17 и далее, Йехезкель, 38.
, Гог, напротив, - представитель западной цивилизации, владыка «из северных и западных стран», который, собрав под своими знаменами пеструю коалицию христиан (Эдом) и мусульман (Ишмаэль), вступит в Иерусалим, дабы «захватить страну Израиля, отняв ее у еврейского народа».


Карта из «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии» Лимана Колмана. 1854. Розовым обозначено расселение «сынов Йефета»

Разногласия существуют и в вопросе исторической периодизации. В Талмуде представлены две точки зрения. Согласно одной из них Сангедрин, 97б.
, война Гога и Магога станет прелюдией к наступлению мессианской эпохи; при этом ей будет предшествовать загадочная «война морских чудовищ», что, по мнению рабби Шмуэля Эйдельса (Маарша, XVI–XVII века), является образным обозначением войны сверхдержав. Согласно иному взгляду Авода зара, 3б.
, она произойдет уже в мессианские времена, так что присоединившаяся к полчищам «Гога и Магога» пятая колонна мнимых прозелитов выступит «против Б‑га и помазанника Его». Большинство толкователей Писания придерживаются последнего подхода - ведь, казалось бы, из Писания следует, что ко времени нападения Гога евреи будут спокойно жить на своей земле. Однако, по мнению рабби Абарбанеля, безмятежные обитатели Святой земли - это не евреи, а христиане («нечестивое царство»), которые к тому времени захватят Страну Израиля; на них‑то и обрушится коалиция кочевых и мусульманских народов: первыми будет двигать жажда разбоя, вторыми - пыл мести и религиозной войны, желание «вырвать Святую землю из рук необрезанных», казалось бы, погруженных в беспечную и беззаботную жизнь и обманчиво беззащитных. Упоминание пророком народа Израиля объясняется Абарбанелем как ретроспекция - воспоминание о прошлом нападении Гога на страну Израиля в составе армии Санхерива, так что ожидающая его кара станет историческим возмездием. Маймонид, предположив, что война Гога и Магога произойдет после возобновления пророчества, которое может произойти и до появления мессии, тут же оговаривается и отмечает, что «во всех этих и подобных им вещах никому не известно, как они произойдут, пока они не произойдут» Мишне Тора, Гилхот млахим, 12:3–4.
. «В те дни забудутся имена Гог и Магог, так что совсем не будут знать, что это за народ, который пророк назвал Магогом, и кто такой его царь Гог. И лишь когда он появится в стране Израиля и сбудутся слова пророка - тогда все поймут, что это и есть царь Гог, о котором было пророчество»

ГОГА И МАГОГА - по эсхатологии Апокалипсиса воинственные племена, противники "народа Божьего", которые придут "в последние времена" и развяжут вселенскую, губительную войну. Их исламским соответствием являются Йаджудж и Маджудж.

По одному из толкований под "Гогой" понимается имя предводителя, под "Магогой" - название страны и народа. Чаще они интерпретируются как два народа, которых возглавит князь Рош.

В Ветхом Завете упоминается сын Яфета (Иафета) Магог, ставший родоначальником какого-то северного по отношению к Палестине народа, связанного с мидянами и киммерийцами. Согласно Книге Иезекииля, Гог - князь Роша, Мешеха и Фувала, подразумевающих территорию кочевого враждебного севера. По позднейшей приписке все они располагаются в земле Магога. Гог по иудейским предсказаниям поведет в последние времена войска кочевников "от пределов севера" на Израиль, когда народ того вернется из пленения. Сам Яхве выступит против Гога, поразив страшным землетрясением его войска, и направит огонь на землю Магога. Безусловно, в иудейской культуре Гога и Магога символизировали враждебный для нее варварский север.

Толкование Гоги в качестве народа утвердилось в новозаветной традиции. Такое понимание противоречило его первоначальному смыслу. Племена Гога и Магога явятся с "четырех углов земли" в неисчислимом множестве, приступят к истреблению последних адептов христианской веры, но будут в момент решающей битвы поражены огнем с небес. В христианской литературе развивалась тема их прихода не с Севера, а с Востока.

По легенде эти народы, загнанные Александром Македонским на крайний Восток, освободятся и вторгнутся в христианский мир. Мифологема прорыва из заточения запертых до последних времен сил зла была характерна как для христианской, так и для исламской эсхатологии. По одному из предположений термин "Магога" возник на основе аккадского названия "страны Гугу" - mât Gügu. У Иезекииля Гога ассоциируется с царем Лидии Гигесом. Иудейские толкователи эпохи эллинизма дешифровали "Магогу" как скифов (Иосиф Флавий), мидян и парфян. В Европе в качестве таковых первоначально восприняли гуннов, присвоив их предводителю Аттиле прозвище "бич Божий". Впоследствии в Византии под "князем Рошем" (в греческой транскрипции Ros) подразумевались русские, возглавляющие орды евразийских кочевников, угрожающих западному сообществу порабощением. Еще византийский историк Л. Диакон применял такое объяснение по отношению к походам Святослава на Византию. На Руси нашествие неведомого народа - татаро-монголов, поразивших православный люд своим внешним обликом, - воспринималось как вторжение Гоги и Магоги. "Татары", или "тартары", - пришедшие из Тартара (из тартарары) - есть сила сатанинская.

Впоследствии, под впечатлением так называемого "боксерского восстания" в Китае, Вл. С. Соловьев вновь обратился к легенде о предапокалипсическом нашествии Гоги и Магоги, как желтой расы, объединенной идеологией панмонголизма. Н. Федоров в качестве Антихристовой доктрины их нашествия называл буддизм, как воплощавший, по его мнению, лжегуманизм и лжеученость. В образе ожидаемого пятого, красного Будды - Майтрейи - имеются схожие черты с Антихристом. Историк второй волны эмиграции Н. И. Ульянов связывал с темой Гоги и Магоги нашествие маоистов и негритянскую революцию.

В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований.

«Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9).

Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего».

«Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4).

Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов.

Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога.

Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле.

Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении.

Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению?

Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабо-стей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против ис-тины, святости и всех добродетелей.

В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?».

«Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам.

Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, же-стокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни.

Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить.

Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и свято-шеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия.

Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивили-зации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».


Гог и Магог - это деятели религиозных мифов в исламе, христианстве и иудаизме - бесстрашные, кровожадные и жестокие народы. В наше время смысл этого термина несколько изменился и означает - силу от которой нет спасения, страх, ужас, кошмар. Учитывая те последствия, которые последовали после вторжения Гога и Магога, выражение стало олицетворять нечто могущественное, главное, значимое.

Поэтому синонимами фразеологизма "Гог и Магог" являются такие выражения, как:

Большая шишка ;

Птица высокого полёта;

Персона;

Очень важная особа;

Значительная персона.

Гог и Магог в Апокалипсисе (глава 20, ст. 7)

7. Когда завершится тысяча лет, сатана выйдет из заточения и станет обольщать различные народы, расположенные по четырём сторонам света, Гога и Магога, и собирать их для решающей битвы; число тех воинов больше, чем количество песчинок в пустыне.

Гог и Магог в иудаизме

Если мы откроем священную книгу Йезекель на главе 38 и 39, то увидим, там сказано, что настанут последние времена, когда многочисленный народ с севера придёт на Землю Израиля, чтобы уничтожить её, но милостивый господь спасёт сыновей своих.

2. Сыны человеческие! Посмотри на Гогу в земле Магог

18. И настанет тот день, когда придёт Гога на землю Израилеву, и слово Господа Бога! возгорится ярость Мой в гневе моём

21. Но нашлю на него (на Гога) оружие на всех моих горах, и будет оно словом божьим. Оружие любого станет против брата моего.

Гог и Магог в исламе

Если мы захотим узнать про этих персонажей в исламе, следует ознакомиться с Сурой под номером 18 "Пещера" Аль-Кахв. В ней Гог и Магог имеют другое наименование - Яджудж и Маджудж. Известный праведник по имени Зуль-Карнайн во время своего продолжительного путешествия решил помочь людям, которые жили между двух гор. Существуют несколько версий, где расположены эти горы. По одной из них они находятся В Армении и Азербайджане. Вторая версия гласит, что данный возвышенности расположены в Туркестане. Итак, он прибывает в местность между двумя горными грядами и видит удручающую картину, мирный народ угнетают Яджудж и Маджудж.

18:94. Когда люди поняли насколько могуч оказался Зу-аль-Карнайн, то они взмолились воздвигнуть преграду между Яджудж и Маджудж и их народом. Которые регулярно приходили в их земли, чтобы мечом и копьём отобрать их имущество, а оставшихся в живых угнать в рабство. Старейшины этих людей нашли деньги, чтобы заплатить за эту непосильную для простого человека работу.

18:95. На это он им отвечал, что Аллах дал ему власть и могущество не для того, чтобы он за это брал деньги. Он собрал народ и попросил его о помощи. Ему были необходимы рабочие руки и лошади.

18:96. Было собрано множество кусков железа, которые были разложены на крутых холмах, после этого с помощью мехов это железо было раскалено и поверх них была вылита расплавленная медь. В итоге выросла неодолимая преграда.

18:97. После этого много раз пытались народы Яджудж и Маджудж подняться на эту рукотворную стену, либо пробить её, но это у них не получилось.

Исследователи до сих пор не могут сойтись во мнении, какие народы по мнению древних людей олицетворяли с Гогом и Магогом. Некоторые предполагали, что это были полчища гуннов, армию Александра Македонского, древних славян, скифов, монголо-татар, а может это были разрозненные племена, которые жили во времена Дария 1. Которые прошли всю Индию, и попали на Ближний Восток

Использование термина "Гог и Магог" в литературе


"...они предвкушают драку Гога и Магога - Термосеева с Туберозовым"
("Соборяне" Лесков)

"Вон он едет, посмотрите на этого красавца, вылитый гог-магог, пробурчал исправник, показывая взглядом на мирно шествующего управителя"
("Леший" Писемский)

"Дайте ему в руки нож и отправьте на большую дорогу, выпустит кишки любому, за грош выпустит! Он да ещё наш вице-губернатор - это настоящие Гога и Магога"
("Мёртвые души" Гоголь)

Гога и Магога реальные народы

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама